Нелинейный мир

Доклады

Проблемы преподавания родного языка и литературы в средних ОУ, в условиях глобализованной среды современного российского социума

Черников Вячеслав Васильевич

Россия 141021 . г. Мытищи Мос. обл. ул. Н/Мытищинский пр. 80 .к 2.

Сформировавшиеся в 20 веке системный, информационный, кибернетический, синергетический подходы, метод моделирования и др., формируют и новый взгляд на понятие языка. Сегодня язык понимается, как система знаков (звуков, сигналов), посредством которой сложные системы обмениваются информацией, обуславливающей оптимизацию системы и среды. В рамках информационного подхода, литературные произведения понимаются как знаковые модели отдельных сторон бесконечно сложного Мира. «Письменные» модели на определенном этапе развития человеческого сообщества стали дополнять «речевые» модели, что существенно увеличило живучесть человеческого сообщества. В таких формализованных построениях, в определенной степени стирается самость литературы, однако появляется возможность более глубокого проникновения в сущность процесса формализации информации, в частности, математизации и далее компьютеризации. Информационный подход создает предпосылку для решения важной мировоззренческой проблемы процесса обучения- формирования целостной картины мира, формирования стиля мышления, адекватного эпохе новых информационных технологий.

В тоже время , в условиях глобализации ( экономики, информационной среды, экологической проблематики и пр.), существует проблема трансформации самого разговорного языка, который является носителем культуры, традиции обычаи, менталитет нации. Процесс глобализации (и сопутствующие процессы (например, криминализация экономики) неизбежно порождает новые технологии и «технологические» языки общения между специалистами той или иной сферы деятельности ( компьютерная терминология, экономическая, криминальный сленг и пр.), которые неизбежно проникают в разговорную речь, СМИ, Культуру. Эти процессы порождают серьезные трудности в преподавании родного языка и литературы. С одной стороны- неизбежно внедрение новых информационных технологий, сопутствующих языков, формирование нового стиля мышления, а с другой- необходимо сохранять родной разговорный язык (за критерий принимается язык классиков русской литературы 19 века), на котором воспитывается гуманизм, чувство справедливости, формируются морально-нравственные ценности, патриотизм, менталитет нации. Есть и третья сторона процесса – «коммерческое» разрушение языка ( например, насаждение сленгов, жаргона, «американизмов» и пр., через СМИ с целью продажи , например , рекламного продукта). Многолетние исследования ( тесты, беседы, наблюдения) взаимосвязей между трансформацией языка подростков средних ОУ и уровнем их индифферентности к патриотизму, выявили определенную корреляцию. Чем более «засорен» язык подростка сленгами и «американизмами», тем выше его индифферентность к понятию патриотизма, национальным ценностям, традициям, обычаям, культуре. «Каков разум, таковы и речи». Иначе говоря разрушение языка -это разрушение менталитета.. Выводы: 1. Трансформация и разрушение языка осуществляются многими субъектами процесса обучения человека в социуме; 2. Только усилиями образовательных учреждений проблему сохранения языка решить невозможно. 3. Необходимы законодательные акты и механизмы, защищающие родной язык от разрушения.