Нелинейный мир

Доклады

Метрические подходы в герменевтике живописи: концепция барицентра и компьютерная колориметрия

Фирстов В.В.

Россия, 410048, г. Саратов, ул. Тульская, 29, кв. 40

С древнейших времен люди осознавали два пути познания мира – путь мысли (разум) и путь сердца (чувства) [1]. Им соответствуют два языка описания реальности – математика и искусство, которые, несмотря на принципиальные различия, имеют неко-торые общие черты и взаимосвязи. Математика содержит в себе черты волевой дея-тельности, умозрительного рассуждения и стремления к эстетическому совершенству [2]. Эстетику, изучающую законы чувственного познания, часто называют философией красоты. При этом французский энциклопедический словарь Ларусс определяет пре-красное как то, что радует глаз или разум. Пифагорейцы видели красоту в должных чи-словых пропорциях, и, таким образом, уже в эпоху античности возникла мысль, что прекрасное обладает рациональным ядром, которое выражается языком математики.

Математика в искусстве может проявляться в самых различных ипостасях. В ра-боте [3] предложена концепция колориметрического барицентра, основанная на прин-ципе рычага Архимеда, которая реализована при изучении структурных особенностей композиции живописных произведений в части распределения цветовых масс по по-верхности полотна. В результате обнаружены корреляции колориметрического бари-центра с характерными линиями картин. Например, для пейзажей, на которых присут-ствует достаточно четко очерченная линия горизонта, установлено, что в подавляющем большинстве случаев барицентр картины располагается именно на этой линии. В дан-ной работе этот феномен рассматривается более подробно и находит возможное объяс-нение с эстетико-философской точки зрения.

В качестве обобщения концепции колориметрического барицентра, в данной ра-боте вводится представление о монохроматическом барицентре живописного произве-дения, который определяется по каждой из трех компонент RGB-системы, в результате чего образуется монохроматический треугольник. Форма и расположение этого тре-угольника характеризуют уравновешенность картины в цветовом и композиционном отношении. Такие характеристики получены для произведений пейзажной, портретной и абстрактной живописи.

Литература

1. Волошинов. А.В. Математика и искусство. – М., Просвещение, 2000. – 399 с.

2. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? – М., Просвещение, 1967. – 550 с.

3. Firstov V.V., Firstov V.E., Voloshinov A.V. Conception of colorimetric barycenter in painting analysis. Proceedings of International Congress on Aesthetics, Creativity and Psychology of the Arts. – Perm, 2005. – pp. 258–260.