Нелинейный мир

Доклады

Интерактивный ритуал как форма социальной самоорганизации

Прозорова Ю.А.

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии, каф. социологии культуры и коммуникации, Россия, 191060, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.1/3, 9 подъезд, Тел.: (812)271-90-49, E-mail: ego_sui@mail.ru

Социальная жизнь представляет собой бесконечный поток взаимодействия. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза рассматривает жизнь человека как постоянно осуществляющийся переход от одной ситуации интеракции к другой, составляющий, таким образом, «цепочку интерактивных ритуалов». Наложение цепочек взаимодействия создает предпосылки формирования явлений макроуровня. Интерактивные ритуалы присутствуют везде, обладая единым внутренним механизмом функционирования и выполняя аналогичные функции. Теория интерактивных ритуалов – это теория социального атомизма, в которой элементарной частицей, составляющей ткань социального бытия, является интерактивный ритуал. Она позволяет узреть некую упорядоченность социальной действительности, организованность, предсказуемость социальных траекторий индивидов и оправданность их выбора при существующей альтернативе интеракций. Взаимодействия не осуществляются хаотично, процесс интеракции внутренне организован и логичен. Внутренняя структура интерактивного ритуала определена наличием определенных компонентов: физическим соприсутствием минимум двух человек; точным представлением о том, кто участвует во взаимодействии; общим фокусом внимания на объекте или поведении; общим эмоциональным состоянием. Сочетание этих элементов позволяет прогнозировать результат взаимодействия. Передвижение от одной ситуации взаимодействия к другой, ее выбор обусловлены степенью интенсивности предыдущих интеракций, важной составляющей которых является уровень «эмоциональной энергии» индивида.

В ходе интерактивного ритуала актуализируются процессы, процедуры, методы интеракции, ориентированные на устойчивость, адекватность и успешность взаимодействия. Здесь присутствуют как когнитивные элементы, связанные с пониманием и интерпретацией происходящего, так и поведенческие аспекты, ожидаемые и разделяемые участниками взаимодействия.

Любая интеракция – это прежде всего ситуация, ситуация первична. Ситуации, как пространство взаимодействия, фреймированы, индивиды же обладают процедурным знанием, позволяющим распознать ситуацию, знать, что предполагает она, как интерпретировать происходящее и как в ней себя вести. Реализация интерактивного ритуала во многом базируется на устойчивых формах поведения, допущениях, типизациях, «базовых процедурах» взаимодействия (в этнометодологическом смысле), позволяющих индивидам понимать друг друга и давать «правильную» оценку происходящему. В рамках интерактивного ритуала создается специфическая самоорганизующаяся реальность, стабильность которой поддерживается общей системой смыслов и действий и которая, в свою очередь, является фактором упорядочивания социальной действительности.