Нелинейный мир

Доклады

Развитие акмеологической культуры личности педагога дополнительного образования

Толстоухова Н.С.

Россия, 394000, Воронеж, Ленинский пр-т 97, корп.1, кв.63, (4732)26-16-76, E-mail: prtlokt@mail.ru

Устойчивое развитие образовательного пространства России связано с инновационными процессами, с изменением ценностей и ориентаций, с ростом потребности в индивидуальной активности личности, ее ответственности, самообразовании и саморазвитии.

В настоящее время предмет новой психолого-педагогической науки - акмеологии (ее представители К.А. Абульханова, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, А.И. Донцов, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) рассматривается как наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму. [1]

Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный и профессиональный путь человека, причем весьма важно то, что акмеология изучает проблемы совершенствования и коррекции (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных, обеспечение творческих решений производственных задач). Акмеология исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам.

В ходе развития акмеологии как комплексной гуманистически направленной интегративной науки фундаментально-прикладного характера становится актуальным изучение развития акмеологической культуры педагога для открытия новых возможностей и постановке новых задач, способствующих саморазвитию, самореализации и оптимальности самоосуществления в личностно-профессиональном росте.

Исследователи (В.Г. Зазыкин, В.П. Зинченко, В.Н. Маркин, А.П. Чернышев и др.) рассматривают самоосуществление как итог самореализации человека в различных сферах деятельности, где акме выступает как ступень самоосуществления, при этом основным фактором достижения состояния акме, и в конечном итоге самоосуществления является саморазвитие. [2] По мнению Е.В. Селезневой [3] эффективность саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления обусловлена формированием и развитием такого личностного новообразования, как акмеологическая культура. В целом акмеологическая культура представляется ею как некая результатирующая, возникающая при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной, психологической и нравственной.

Вместе с тем, анализ специальной литературы показал, проблема развития акмеологической культуры педагога (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.Н. Рыбников, Е.В. Селезнева и др.) все еще не является предметом должного изучения. [3] Очевидно, что акмеологическая культура является сложным понятием, осмысление которого должно осуществляться с разных точек зрения и с использованием разнообразных подходов.

В основу изучения и развития акмеологической культуры личности педагога был положен анализ трех основных подходов: аксиологического, деятельностного и личностного.

Согласно аксиологическому подходу культура понимается как совокупность материальных и духовых ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.З. Чавчадзе).

Деятельностный подход к культуре проявляется в ее толковании как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Э.С. Маркарян). [2]

Особенность личностного подхода выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Е. Боголюбова, Н.С. Злобин, М.Т. Иовчук,). О культуре в таком аспекте говорят как о «мере развития человека» (Ф.Ш. Мухаметзянова), а также как о «нормотворчестве» (И.Н. Семенов).

Все вышеизложенное позволило нам представить акмеологическую культуру личности педагога дополнительного образования в самом общем виде как личностное новообразование, проявляющееся в готовности педагога к личностному и профессиональному росту, к оптимальности самоосуществления.

Дальнейший научно-практический поиск будет направлен на более глубокую разработку феномена «акмеологическая культура личности педагога» и создания технологического обеспечения ее развития в условиях самообразования.

Литература:

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.– (Серия «Психологи Отечества»).

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.

3. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд. - во РАГС, 2004.